суббота, 21 декабря 2013 г.

Отрывок из большого рассказа Э.Н. Бурса "У большой доброй собаки...<...>"


Когда выпал первый снег, а он был первым и в жизни Августика, Хозяин обрадовался и сказал: «Ну, наконец-то, стало чисто, можно гулять сколько хочешь и не думать о том, как тебя получше отмыть от осенней грязи».


На самом деле, чистота Августика была проблемой в осеннюю непогоду. Палевая шерсть была грязной, лапы черные, а живот… он нуждался в особом мытье.
Августик выбежал на крыльцо и оторопел – всё вокруг было белым, он попятился и спрятался за Хозяина.

«Ты что, дурашка, это снег, он тебе понравится, не бойся, пойдем». Хозяин спустился с крыльца и Августику ничего не оставалось делать, как пойти за ним. Он понюхал след Хозяина и, осторожно ступая, сошёл во двор и остановился как вкопанный.
«Смелее, смелее, - подзывал Августика Хозяин, – иди ко мне»

Легко сказать «иди», а как идти? Наступаешь, вроде мягко, но кожу лап холодит и слегка покалывает. Осторожно, медленно переставляя лапы, Августик пошел за Хозяином. Потом он остановился, понюхал снег и лизнул его: «Ого, да это холодная вода». Хозяин с улыбкой смотрел за его движениями и опытами со снегом, потом наклонился, сделал снежок и бросил его Августику. Тут Август забыл про свои страхи и осторожность, и быстро побежал за снежком, взял его в пасть и понес Хозяину. Но пока добежал, от снежка почти ничего не осталось: Августик с недоумением смотрел на растаявшую кучку снега, которую он выпустил из пасти у ног Хозяина.

«Что случилось? Это же был мячик? А куда он делся?»

«Он растаял – засмеялся Хозяин – ничего, я тебе сделаю ещё один мячик».

И тут началась весёлая игра в снежки: Хозяин бросал – Августик ловил, прыгал и бегал по снегу, потом лёг на него животом, немного полежал и, покосившись на Хозяина своим черным глазом, стал валяться на снегу. И боком, и спиной, задирая все четыре лапы, и снова боком. Потом вскочил и, что было мочи, помчался вокруг дома, пытаясь, сам себя догнать.

Но если в первые дни снег выпадал и таял и тем более таял, если Августик валялся на заснеженном газоне – после его «валяния» на этом месте проглядывала трава – то через некоторое время снега выпало так много, что Август, выйдя во двор, оказался в снегу по брюхо. Он пытался бежать, но не смог, надо было выпрыгивать из плотного белого снега.

«Посмотри – сказал Хозяин, обращаясь к Хозяйке – Августик прыгает как олень»

И действительно, зрелище было похожее. Августик, высоко задрав голову, отталкивался задними лапами что было сил, и выпрыгивал из сугроба.

«И как только у него не замёрзнет живот, – сказала Хозяйка, – понаблюдав, за «оленьими» прыжками Августа.

«Да, - ответил Хозяин, – действительно, ведь живот-то голый, совсем без шерсти».

Пока они так беседовали, Августик передвигался по глубокому снегу и вдруг обнаружил, что самое интересное не прыгать, а зарыться в сугроб с головой. Более того, снег можно было копать и зарываться всё глубже, сколько позволял сугроб. Он прорыл большую траншею в снегу, выпрыгнул и подбежал к Хозяину.

«Ты не замёрз?» – спросил Хозяин, глядя на заснеженного Августика.

Августик сильно отряхнулся, обдав Хозяина, снежными хлопьями и весело кинулся в следующий сугроб.

«Мы зря беспокоимся – сказала Хозяйка – вспомни, ведь лабрадоры могут плавать в ледяной воде и, вообще, они же спасатели».

«Да, да, – ответил Хозяин, – правда, помнишь, мы читали с тобой про лабрадоров, что они в северных морях помогают рыбакам вытягивать сети, плавают с ними на лодках, если надо ныряют».

«Помню, конечно, но ведь они же ещё и помогают находить людей под разными завалами, например в горах, когда сошла лавина, они же умные и бесстрашные», – продолжила разговор Хозяйка.

За беседой они и не заметили, что Августик давно уже сидит рядом и внимательно слушает их разговор.

«Ну, что, нагулялся?» – спросил Хозяин.

«Пойдём-ка домой, а то мы что-то подмёрзли, мы ведь не прыгали по сугробам», - засмеялась Хозяйка, и все вместе они быстро поднялись на крыльцо, но больше всех торопился попасть в дом Августик.

Ему не терпелось рассказать Клёпе о том, что он услышал. В голове у него не очень всё укладывалось: Северное море и спасение людей, и рыбаки, и какие-то сети. 

«Что такое сети? – думал Августик, – и почему их надо тянуть?»

Потом он решил что это что-то похожее на верёвку. У него была такая игрушка – толстая, скрученная верёвка и, когда они играли, Хозяин говорил: «Не тяни так сильно, ты меня повалишь». Но зачем  верёвку таскают по морю, да ещё и Северному, а потом тянут с помощью лабрадоров.

«Ох, уж эти люди! Придумают же игры на Северном море», - думал Августик, одновременно обходя все уголки дома в поисках Клёпы.

Однако, Клёпы нигде не было. Августик прилёг, прикрыл глаза, хотел просто отдохнуть после рытья снега, но, конечно, крепко уснул.

Проснулся он от тихого мяуканья и прикосновения кошачьей лапки.

«Привет, что-то ты всё время спишь, лежебока, как ни подойду, ты спишь. Хотела тебе сказать, что наступила зима, и выпало очень много снега. Я видела в окно» - важно сказала, сидящая у головы Августика Клёпа.

«Я знаю – ответил Августик – я был во дворе, бегал по снегу, зарывался в него – это так здорово!»

«Ну, ты даёшь! Зарываться в снег, где это видано, он что одеяло, подушка? Он же холодный, брррр»

«Разве? А я и не заметил, он такой мягкий и пушистый», - ответил Августик.

«Э-э, да у тебя живот и лапы – всё мокрое. Иди быстрее к батарее сушиться, а то простудишься, будешь чихать и кашлять», - строгим голосом сказала Клёпа.

«Нет, ничего со мной не будет, ты не представляешь, дорогая Клёпа, кто я такой».

Клёпа широко раскрыла глаза: «Боже мой, что я слышу! «Дорогая Клёпа» - к чему бы это? И кто же ты такой?»

Август сел перед Клёпой и важно произнёс: «Я – лабрадор, который умеет таскать верёвку по Северному морю и при этом спасать людей».

Клёпины глаза стали ещё больше: «Что, что? Какая верёвка, какие люди? Единственное, что я поняла – ты лабрадор, но я это и так знала. Давай-ка всё по порядку».

Августик пересказал ей разговор Хозяина с Хозяйкой, постарался ничего не пропустить и в конце сказал: «Я всё решил – я буду спасателем: находить людей, помогать их вытаскивать из-под лавин, из-под обломков рухнувших домов – это же лучшее занятие на свете для лабрадора».

«А как же Хозяева? – спросила Клёпа – они же тебя так любят, прямо души в тебе не чают, иногда даже становится обидно: ведь я же первая появилась в их доме».

«Ничего – ответил Августик – я с ними договорюсь».

«Как ты себе это представляешь? Не понимаю. А почему ты не хочешь, например, помогать рыбакам вытаскивать сети с рыбой? Вон ты, какой уже большой и сильный».

Августик потупился: «Клёпа, а что такое «сети» и кто такие «рыбаки»? Я это не очень понял».

«Ага, - Клёпа торжествовала – я так и думала, ты, толком не разобравшись, сразу решил стать спасателем, даже не рассмотрев другой вариант, который, по-моему, заслуживает самого серьёзного внимания».

Клёпа села поудобнее и заговорила:

«Сети – это такие плетёные устройства, как, например, паутина, которые опускают в воду и в них заплывает рыба. Потом рыбаки их вытаскивают на берег или в лодку, если они в море, и достают из них рыбу. О, рыба! Нет ничего на свете вкуснее рыбы - Клёпа закатила глаза – рыба сырая, варёная, копчёная, вяленая, солёная… ты понимаешь, от чего ты отказываешься?»

«Да я и не отказываюсь, я просто не знал, чем занимаются рыбаки» - ответил Августик обескураженный таким напором Клёпы.

«Я бы с тобой пошла помогать рыбакам. Ты парень надёжный, да и рыба очень полезная, но Хозяева меня не отпустят», - сказала Клёпа.

«Почему?» - спросил Августик.

«А кто будет за домом присматривать? Да и неудобно их как-то бросать, они о нас заботятся, любят. Мне кажется, они этого не переживут. Нет, нельзя так жестоко поступать с людьми», - глубокомысленно произнесла Клёпа.

«Но как же тогда быть с моей профессией и работой?» – спросил расстроенный Августик. Он загрустил, ведь он уже представлял, как он спасает людей, находясь на тяжёлой и опасной службе, как ему на шею вешают красивую медаль и его показывают по телевизору. А Хозяин и Хозяйка видят его, смеются и кричат: «Это наш Августик, наш любимый пёс, наш дорогой, смотрите все какой он герой».

«Ну, что нос повесил, эй, Августик – заговорила Клёпа, - не расстраивайся,  у нас с тобой тоже замечательная работа».

«Какая? – уныло спросил Августик, – гулять, кушать и спать?»

«Ничего подобного, да и гулять, и кушать, и спать, но при этом мы с тобой работаем компаньонами».

«Как это?» – заинтересовался Августик.

«А так, – ответила Клёпа, – мы всё время находимся рядом с Хозяином и Хозяйкой, мы с ними вместе живём, они нас гладят, разговаривают с нами, заботятся о нас – мы часть их жизни. Без нас было бы пусто. Не так весело и интересно. Например, когда Хозяин плохо себя чувствует (ведь у него больное сердце), стоит только тебе подойти к нему и подать ему лапу, он сразу начинает улыбаться, я это видела».

«Я тоже умею их забавлять – продолжала Клёпа – бегать за маленьким шариком, перепрыгивать через тебя, когда ты спишь. Они, когда это видят, очень смеются. Я могу прыгнуть на колени или рядом на диван и очень музыкально мурлыкать. Это их так успокаивает!»

Августик слушал Клёпу с видимым удовольствием и даже тихонечко повиливал хвостом.

«Какая Клёпа молодец, всё рассудила, разложила. На самом деле, разве плохо быть просто компаньоном, – думал Августик, – это ведь тоже работа. Быть рядом, приносить мячик, давать лапу, играть с Клёпой, чтобы повеселить добрых и замечательных людей – Хозяина и Хозяйку».
Ему пришла в голову мысль, которой он тут же поделился с кошкой.

«Клёпа, давай придумаем что-нибудь такое интересное для наших Хозяев. Они тогда убедятся, что мы с тобой настоящие компаньоны», - с воодушевлением сказал Августик.

«Да, собственно, ничего уж такого интересного они от нас не ждут, поверь мне, - ответила Клёпа, потягиваясь, - но можно подумать. Если я что-нибудь придумаю, то я тебе скажу, а сейчас пойду отдохну, заговорилась я тут с тобой».

Клёпа тихонько побрела прочь.

Августик снова прилёг, но ему не лежалось и не дремалось. Надо что-то придумать, но что?

Комментариев нет:

Отправить комментарий